Авторская открытка художников Сибири

Авторская открытка художников Сибири

История открытки в Сибири в целом пока ещё айсберг, почти полностью скрытый под водой. Конечно же, открытки существовали, и об этом каждый может судить хотя бы по собственному опыту, но как бы то ни было долгое время к ним никто не обращался, поскольку этот жанр искусством не считался. Но при этом в качестве подарков в художественной среде и раньше и теперь весьма распространены миниатюры, обычно небольшие этюды и наброски, которые по характеру своему и по назначению гораздо ближе к открыткам, нежели к станковым вещам. Одна из таких открыток, созданная известным новосибирским художником Еленой Бертолло, исполнена в технике батика и является поздравлением к Новому году.

Безусловно, значительная часть таких не тиражных, а индивидуальных открыток носит личный характер и оседает в индивидуальных собраниях, радуя глаз своих владельцев и крайне редко становясь достоянием всех. Но иногда судьбе бывает угодно распорядиться по-другому. Пример тому весьма интересная группа открыток известного новосибирского графика Александра Георгиевича Заковряшина (1899 - 1945). Его творчество открывает перед нами одну из интереснейших и, как это часто бывает с местными мастерами, не очень широко известных страниц истории изобразительного искусства Сибири. Художник-самоучка, он начинал свою творческую деятельность в городе Минусинске. Во время службы в армии с 1918 по 1924 годы на одном из шахматных соревнований случай подарил ему поистине судьбоносную встречу с живописцем-любителем, бухгалтером по профессии Александром Петровичем Моисеенко, который стал для А. Заковряшина творческим наставником и учителем. Они вместе писали этюды в окрестностях Минусинска. Хотя А. Заковряшин живописцем не стал, его привлекла графика, которая в эпоху социального перелома первых лет Советской власти, была активно востребована.

Опыт А. Моисеенко был для А. Заковряшина единственной возможностью освоить азы изобразительного искусства. И потому, где бы ни жил мастер: в Минусинске, Новосибирске или Алма-Ате, он всегда стремился получить оценку созданных работ, причем оценку не только компетентную, но и дружескую. Желание впитывать новое сопровождало А. Заковряшина на протяжении всей жизни и потому ему требовался знающий собеседник, хотя бы и заочный. Именно благодаря этому до нас дошло значительное число открыток художника, так как он, по-прежнему считая А. Моисеенко учителем, регулярно посылал ему свои новые гравюры в виде открыток, причем зачастую даже печатал их на типовых почтовых карточках, а затем подписывал адрес и посылал по почте. Иногда это действительно открытки, близкие к тем, которые были типичны для того времени, но чаще это просто работы небольшого формата, сделанные в стилистике, приближённой к открыткам. В этом своеобразном диалоге-переписке двух художников присутствует элемент творческого отчёта. Сам характер изображений - личный, камерный, дружеский, о чём свидетельствуют письменные сообщения на открытках, отличает их от многочисленных иллюстраций и станковых гравюр художника тех же лет. После смерти А. Моисеенко эти работы были переданы его вдовой в Новосибирский художественный музей, где сегодня и хранятся.

Большинство изображений на открытках А.Заковряшина - это этюды, моментальные зарисовки с натуры, фрагменты реальных ситуаций, своего рода репортажи художника о том, что он видит. По этой причине они очень разнообразны как сюжетно, так и стилистически. Каждая из открыток самодостаточна и самоценна как эмоциональный отклик на события из потока жизни. Созданные в разные периоды творчества мастера, от самого раннего, а это середина 1920-х годов, и до 1940-х, последних лет жизни, открытки проходят отдельной линией по творческому пути мастера, представляя иную, порой непривычную грань его творчества.

Самая ранняя из открыток в собрании Новосибирского художественного музея - «Замок на горе у моря». Она относится к 1925 году, когда художник ещё только начинал работать. В это время он активно применяет цвет, от которого позднее откажется, предпочитая чёрно-белые изображения. Подобная ситуация неудивительна и вполне естественна, если вспомнить, что его учитель, А.П. Моисеенко, всегда писал только маслом, причём использовал по преимуществу активные, яркие, звучные краски. Открытка выполнена акварелью с контрастными сопоставлениями тонов: синего, красного, оранжевого, зелёного. Здесь изображён романтический по характеру сюжет с бурными волнами, превращающимися по ходу дела в декоративный орнамент, горами на горизонте, волнующимся морем, стремительно бегущими по небу тучами и гордо царящим над этими природными стихиями красным кирпичным замком. Открытка очень сильно напоминает сюжеты настенных ковриков, которые писались на клеёнке, по стилю она может быть отнесена к «провинциальному символизму», что произошло не без влияния учителя, также любившего сюжеты подобного типа. Глядя на неё, сразу же чувствуешь не только ученическую старательность автора, но и индивидуальные особенности его манеры, в частности, тщательность в выписывании завитков волн и морской пены, отточенность и витиеватость штриха.

Одна из открыток, датированная 1927 годом, имеет другого адресата. Она была отправлена художником из Минусинска в Новосибирск и предназначалась в дар известному журналисту, много писавшему об искусстве, одному из организаторов общества «Новая Сибирь» Борису Мирковичу. Ранний, минусинский период в творчестве А. Заковряшина отмечен большим числом рисунков, выполненных чёрной тушью с помощью пера. На открытке изображён конь, летящий на фоне восходящего солнца, что, несомненно, выражает состояние душевного подъёма художника, вернувшегося в Минусинск после Всесибирского съезда художников, его радужные мечты о начале новой страницы как в изобразительном искусстве Сибири, так и в собственном творчестве. И надо заметить, что последнее, в общем-то, осуществилось, так как вскоре после этого художник переехал в Новосибирск. Незамысловатый сюжет открытки не отменяет её художественных достоинств. Здесь опять же каллиграфически точные, с удовольствием выполненные росчерки пера и самые разные по ритмам, направлениям и толщине штрихи, которые придают объёмам цельность и выразительность.

В конце двадцатых годов, а точнее в 1928 - 1929 году, художник переживает период увлечения конструктивизмом, что вполне совпадало с общей линией развития искусства тех лет. Конструктивизм в Новосибирске наиболее значительный след оставил в архитектуре, пример чему здания, созданные А. Крячковым. Но этот стиль существовал и в графике, причём выражалось это по преимуществу в использовании простых геометрических объёмов и их самом разнообразном сочетании. Пример конструктивизма у А. Заковряшина - открытка с изображением мужского профиля на фоне двух квадратов: чёрного и жёлтого и красного круга. Благодаря использованию чистых, открытых цветов и их сопоставлению здесь активно работает не только само изображение, но и белый фон. Свободное диагональное движение вниз лаконично трактованного профиля уравновешивается тремя диагонально движущимися вверх геометрическими фигурами. Благодаря этому взаимодополняющему движению композиция приобретает завершённость.

В двадцатые годы в Сибири были очень распространены вырезки из бумаги. Примером такого подхода является открытка «Кот и луна», выполненная в технике коллажа или, проще говоря, аппликации из цветной бумаги, где чётко читается изящный чёрный силуэт кота с огромным красным ртом на фоне интенсивно жёлтой луны. Конструктивистские приёмы в этом случае использованы художником по-иному, в открытке присутствует наряду с чувством юмора изысканность и изящество.

Особенно много открыток создавал А. Заковряшин после отъезда в Алма-Ату. Вполне естественно, что сюжеты в это время становятся иными. С одной стороны, это вполне привычные элементы быта Средней Азии («Кошма»). Но наряду с этим появляются типичные для советского искусства 1930-х годов темы, свидетельствующие о взаимопроникновении старого и нового. Так, в открытке «Самолёты над юртами», где голубое небо со стремительно летящими крылатыми птицами создаёт общий серебристый тон, а внизу расстилается бескрайняя степь с уходящими в глубину холмами и юртами. Вечное и современное здесь органично сосуществуют. Высокая точка зрения, глубина пространства, панорамность - эти элементы не часто встречаются в творчестве художника, здесь он выходит за пределы своей обычной изобразительной манеры. Хотя четкие контуры, даже в изображении облаков, говорят о привычке художника работать в линогравюре, требующей ясности линейных очертаний.

В открытке «Улица в солнечный день» (1937) с изображением ослика, везущего тяжёлый груз, автор работает на контрасте тёмного и светлого, что обычно для его гравюр. Глубокие плотные чёрные пятна сопоставлены с ярким жёлтым цветом выгоревших стен дома, забора и почвы. Светлый центр оживляют причудливые очертания свободно падающих теней от деревьев, дополненные интенсивно синим небом в глубине. Подобное решение колорита создаёт ощущение застылости и неподвижности, точно передавая атмосферу знойного среднеазиатского полдня.

В 1939 году художник, живя в Казахстане, совершил поездку в посёлок Форт Шевченко, где и были созданы две открытки, запечатлевшие развалины крепостной стены. Здесь автор использовал прием контрастного сопоставления освещённых и затенённых мест, и весьма уместно, поскольку подобное явление характерно для среднеазиатской природы. Но наряду с этим в работах присутствует тонкая градация цветовых оттенков и их переходов, свободная живописность, чередование мазков разного цвета и тона. Природный мотив с бегущими по небу облаками и старыми полуразрушенными сооружениями вызывает к жизни иную изобразительную манеру, более подвижную и романтическую. Вечная, постоянно обновляющаяся природа, древние, хотя и медленно, но изменяющиеся стены и башни, имеющие свой ритм жизни, яркие пятна выгоревшей зелени - во всём этом есть очень точное попадание в характер природного состояния.

В 1942 году была создана зарисовка «Из моего окна», с затейливыми и причудливыми стволами деревьев на фоне густого синего цвета лунной ночи. Автор здесь вновь обращается к романтическому мотиву, дающему возможность работать на контрастах цветовых сочетаний. Яркое пятно луны не освещает изображение, а только играет роль акцента. Совершенно неожиданно и размещение изображения, которое напоминает экран с мягкими подвижными очертаниями.

Ещё две открытки, представляющие собой пейзажные акварельные зарисовки, были созданы автором в том же, 1942 году. Очень тонкие, нежные, эмоциональные, они показывают зрителю практически неизвестную сторону творческого наследия А. Заковряшина, который больше был известен как мастер линогравюры, где преобладают энергичные, чёткие контуры и контрасты цветовых пятен. Поскольку в годы Великой Отечественной войны художник создавал по преимуществу остро публицистические рисунки для газет, в частности, карикатуры на фашистов, созданные в это же время немногочисленные открытки позволяют нам заглянуть в глубину души мастера, узнать о нём нечто новое, ранее неизвестное.

Теперь же из первой половины XX века перенесемся в современную художественную ситуацию. В последние годы наряду с изобилием печатных открыток появилось довольно много открыток авторских, о которых и поговорим под занавес. Очень много и активно в этой области работает новосибирский художник Елена Ходаева. Живя в Академгородке, в окружении естественной, в той мере, насколько это возможно сегодня, природе она специализируется на изображении цветов и растений в самых разнообразных вариантах. Работы этого автора отличает пристальность взгляда, внимательное рассматривание особенностей каждого «персонажа», своеобразное «списывание» с натуры. Такая манера уже существовала в истории изобразительного искусства, это делал художник первой половины XIX века Фёдор Толстой, который использовал предельно точное изображение натуры. Но делал он это с помощью кисти и красок, так как в его время не существовало компьютерных технологий, позволяющих довольно быстро копировать любой авторский оригинал. Е. Ходаева использует современную технику для расширения своих возможностей. Сначала она фиксирует объект на бумаге с помощью гуаши, а затем подключает к процессу не печатный станок, как это бывает в классической гравюре, а лазерный принтер. На этом этапе идут эксперименты в области цвета, наложения различных слоёв краски и их сочетаний. Подобные открытки по самому процессу печати практически приближаются к классическому варианту печатной графики.

Хочется представить и ещё одного художника, много работающего в области открытки. Это недавняя выпускница Новосибирского художественного училища Ирина Кучеровская. Дизайнер по образованию, она всегда мыслит ассоциативно. Пример тому открытка с ёжиком и яблоком, которая совсем не похожа на привычную поздравительную. Её восприятие и понимание очень индивидуально, ведь у каждого из нас своё собственное «яблоко», вызывающее блаженство, и от которого трудно оторваться. И ещё один момент важен в работах И. Кучеровской. Они всегда очень эмоциональные, душевные и добрые, что в наше время большая редкость. И даже обычная новогодняя открытка несёт у неё нотки грусти и сожаления.

В последние годы искусство открытки переживает настоящий бум, став одной из самых широко распространенных разновидностей графики. Здесь можно встретить безбрежное многообразие вариантов, которое только возможно придумать, как по части выразительных средств и сюжетов, так и с точки зрения формы самих открыток.

Источник: http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?97

Вход