Первые открытки к Рождеству
На дворе ХХІ век, и электронная почта уже успела изрядно потеснить традиционного почтальона «с толстой сумкой на ремне», а все равно, из года в год эти красочные кусочки картона разлетаются по городам и весям, неся с собой всего лишь несколько слов, — но зато теплых и искренних. Да и не настолько стара поздравительная открытка, чтобы превращаться в анахронизм — каких-то лет двести, может, двести пятьдесят. Почему «может»? Потому, что по поводу появления на свет первой открытки до сих пор нет единого мнения.
Так, по одной из версий, первая рождественская рисованная открытка появилась в Англии в 1794 году. Некий художник Добсон в виде поздравления с праздником отправил своему другу картинку с изображением семейства вокруг елки. Другу это понравилось, и на следующий год Добсон изготовил несколько десятков подобных карточек и разослал их всем своим знакомым.
По другой версии, впервые рождественские открытки появились в 1843 году в витрине книжного магазина в Шотландии. (Уж не сами ли шотландцы придумали эту версию, дабы лишить англичан славы первооткрывателей?). Какая из этих версий является наиболее правдоподобной, в общем-то, не так уж важно, несомненно только, что первая почтовая открытка появилась по случаю Рождества, а не какого-либо иного праздника.
И сегодня рождественские и новогодние открытки, пожалуй, пользуются наибольшей популярностью среди всех почтовых карточек. Во второй половине XIX века поздравительные открытки начинают печататься во многих европейских странах. Их количество уже исчисляется миллионами. Первоначально на открытках чаще всего изображался младенец Христос в яслях или другие религиозные сюжеты. Позже появляется Санта-Клаус и композиции из цветов, веток и елочных украшений. В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, главным образом, из Германии.
Первые отечественные рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом, издавшим к Рождеству 1898-го серию из десяти открыток по рисункам известных петербургских художников. Хотя тираж каждой открытки составлял 10 тысяч экземпляров, они быстро раскупались, и тираж был повторен. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России. В их создании принимали участие такие известные художники, как Билибин, Маковский, Бакст, Рерих, Бенуа, причем последний с 1902 года был негласным руководителем издательства. Но, конечно, Община св. Евгении была далеко не единственным производителем открыток, в тогдашней России существовало множество крупных и мелких издательств, благодаря чему ассортимент российских открыток считался одним из самых разнообразных в Европе. Что касается сюжетов, то тут господствовал русский стиль с заснеженными избушками, церквами, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми.
Источник: http://www.odessapassage.com/arhiv/2003/jan2003/newyear32/index.php3?num=1