Обряд новоселья

В старые времена человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно все: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, чтобы удобно и лошади, и скотинке пришлось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось еще много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они злое бревно? положили, человек с недобрым взглядом прошел да сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?

Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если все было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросенка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому умирать. Первый входящий забирает на себя все зло, которое может присутствовать на новом месте, или становится жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в черта, ни в бога, а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким порядкам относились, как к игре.

Огромной очистительной силой обладают хлеб, зерна и особенно квашня. Потому "первым иногда мог войти хозяин с квашней и иконой в руках, за ним - хозяйка с курицей, дальше шла молодежь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого подпечья в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдем со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка домовой и матушка домовая, батюшка дворовой и матушка дворовая со всем семейством, пойдемте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате", с горшком каши или в валенке.

Входили в дом по нитке, веревке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка, "старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось, Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева". Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.

Все эти ритуалы выполняли люди, имеющие детей, беременные, здоровые и зрелые, чтобы способствовать богатству, прибытку, многодетности в новом доме.

В дом переезжали в полдень или рано утром, то есть на сильный свет. Самым счастливым днем для переезда считали 14 сентября (1 сентября по с. ст.) - день Симеона Столпника, день Новолетия, день зажжения зимнего огня - зажжение печи в доме после лета. Хорошим днем считается и День Введения во храм Богородицы (4 декабря, 21 ноября по с. ст.), обычно приглашали батюшку для освещения дома. До христианства очищали дом другими способами: устилали пол священными травами. Поджигали чагу, чистотел и чертополох. Делали "окуривание" - обход вокруг дома с можжевельником и полынью. Внутри дома делали освящение при помощи лучины или свечи, обходя по периметру по часовой стрелке - по кругу. Очищали дом молитвами, ладаном. Но самая большая сила очищения - это веселье и смех. Вот почему все праздники сопровождаются дружными застольями и песнями. Умение смеяться творец дал только существу разумному - человеку. Жизнерадостный смех - сильное средство борьбы с тьмой. На Руси смех детей до 12 лет считался чистым лечебным, оберегающим.

Особое значение придавалось самому первому гостю, желательно, чтобы это был человек хозяйственный, верующий, порядочный, добрый, красивый. Зная такой обычай, о такой примете заботились соседи и друзья. Затем начиналось застолье. Ставились хлебы и соль в солоницах. Пироги предвещали добрые отношения с соседями: "Не купи двора, купи соседа". Ставились блюда из курицы - символ многодетности и прибыли. После угощения каждый гость давал что-нибудь хозяину возле "коника" - печки.

Но окончательно обжитой и освященной изба считалась только после свадьбы, рождения ребенка или смерти, после пережитого вместе с домом важного события в жизни семьи.

Источник: http://ou.tsu.ru/school/natureslav/411.html

Вход