Родины

Рождение ребёнка - это важное событие. Чтобы узнать, какого пола дитя пошлет Господь, наблюдают за самою родильницею во время ее беременности, за последним из ее детей и за событиями, случающимися в то время. Если беременная женщина полнеет, то родит девочку; то же должно быть, если при вопросе: "Кого родишь?" - сконфузится; или ее живот во время беременности не изменит своей округлой формы. Наоборот, если она не конфузится, когда ее спрашивают о том, кого она родит, и если живот у ней принимает обостряющуюся ("тычком") форму, то у нее родится мальчик. Мальчика же следует ждать, когда у последнего ребенка на шее волосы не заканчиваются косичкой, когда отец ожидаемого дитяти во время пути найдет кнут, когда посаженный за стол ребенок из разложенных перед ним вещей выберет какую-нибудь принадлежность мужчины, а не женщины.

При наступлении родов все, находящиеся в доме, прощаются с родильницей и уходят, остерегаясь рассказывать о происходящем посторонним. Роды бывают тем труднее, чем более лиц о них знает. С родильницей остаются ее муж и призванная бабка-повитуха. Укладывают ее около рукомойника, обводят три раза около стола, заставляют держаться за привязанный к брусу полатей кушак, когда сочтут нужным, чтобы она рожала стоя...

После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывает детское место в каком-нибудь углу избы; затем обмывает новорожденного, обрезает и завязывает у него пуповину, исправляет его голову. Так как голова у ребенка первое время бывает мягкая, как воск, то вполне зависит от повитухи сделать его круглоликим, или длиннолицым, или даже каким-нибудь уродом. Обмывая его в первый раз, обыкновенно кладут в воду серебряные деньги, выражая тем желание ему в будущем богатства.

Чтобы ребенок был покоен, его обертывают отцовыми портами, или, когда пеленают, употребляют приготовленные из хлопков для половиков или дерюг толстые нити, для того, чтобы он был красив и привлекателен, его покрывают материей зеленого цвета.

Когда желают, чтобы новорожденный был жив, то в кумовья приглашаются первые встречные.

Почти все события, случающиеся при родах, служат тем или другим указанием на его будущую судьбу. Счастлив, например, ребенок, если он, будучи женского пола, похож на отца, а мужского - похож на мать; хорошим предзнаменованием для него считается, когда в день его родин в доме какая-нибудь прибыль. Неживуч тот младенец, который родился под исход месяца, у кого голова раздвоенная, кто с первого же времени удивляет окружающих своей смышленостью. Скорая же смерть предвещается новорожденному, когда в день его родин случается какая-нибудь потеря, убыток, когда дадут в другой дом какую-нибудь вещь совсем или взаймы, или на подержание, когда вместе с его крестинами в церкви бывают похороны и когда его волосы, срезанные священником и закатанные в воск кумом, не плавают по воде купели, а тонут.

После крестин бабка-повитуха остается в доме родильницы с неделю или две, чтобы заботиться о ребенке, а также ходить за родильницей и, если последняя одинока, хлопотать вместо нее по хозяйству. Родильницу она парит в бане или печке, поит различными лекарственными травами. Ромашку и душицу употребляют, чтобы вызвать "краски" или от простуды. Ничего кислого и соленого родильнице не дают.

Когда бабка сочтет возможным уходить, происходит очищение всех присутствовавших и принимавших какое-нибудь участие при родах. Зажигают перед иконами свечу, молятся и потом водою, в которую кладут хмель, яйцо и овес, умываются сами и моют младенца. Во время умыванья родильницы бабка иногда говорит ей: "Как хмель легок да крепок, так и ты будь такая же; как яичко полное, так и ты полней; как овес бел, так и ты будь бела!". А когда моют ребенка, то приговаривают: "Расти с брус вышины да с печь толщины!".

Бабка за свои хлопоты и заботы, кроме денег, собранных ею на крестильном обеде, получает еще один хлеб, мыла с фунт, платок и деньгами от гривенника до рубля.

По уходу бабки все хлопоты и заботы о ребенке ложатся на его мать. Она должна выполнять по отношению к ребенку все требования, предъявляемые ей многовековой народной практикой. Так, чтобы младенец покойно спал, не должно качать люльку пустой; чтобы он беспрепятственно рос, не нужно ему отрезать ногтей и стричь волос ранее года; чтобы не запоздал с разговорной речью, не нужно давать ему смотреться в зеркало; чтобы не сделался сидякой, чтобы он научился ходить не позднее своих сверстников, не должно мести около него, когда он сидит на полу.

Мать в пору младенчества своего дитяти должна особенно внимательно следить за собой, чтобы не ругать, а тем более не проклинать его и в досаде не говорить ему: "Пропади ты пропадом!". От брани и проклятия дети делаются глупыми или не растут.

Празднование дня рождения является, безусловно, обычаем исконно славянским. Ибо у христиан не принято отмечать собственный день рождения, а отмечается лишь день вступления в религиозную организацию (“день ангела”, “крещение”, “именины”).

Источник: http://www.info.syzran.ru/press/gild/99032607.html

Вход