1970-е годы

Во второй половине XIX века в Англии началось движение за предоставление женщинам избирательных прав. Участницы движения – суфражистки (от английского suffrage – избирательное право) вели уличные бои с полицией, объявляли коллективные голодовки, отказывались платить налоги. В 1913 суфражистки взорвали в центре Лондона дом Ллойда Джоджа, в то время – британского министра финансов, в том же году во время скачек в Дерби суфражистка Эмили Дейвисон бросилась под королевскую карету и погибла. Суфражизм, как движение за социальную и экономическую эмансипацию женщин, распространился также в США и в Германии. Эхом суфражистского движения в Европе и Америке явилось решение 2-ой Международной конференции женщин – социалисток в Копенгагене в 1910 году: считать 8 марта международным днем рабочих женщин и отмечать его ежегодно как день женской солидарности в борьбе за равные с мужчинами экономические и политические права.

Впервые этот день отмечался женщинами в 1911 году в Германии, Австрии, Швейцарии и Дании. Движение прекратилось с началом первой мировой войны. С 1917 года Международный женский день 8 марта стал отмечаться ив нашей стране «с целью мобилизации женщин на строительство социализма». В 1966 г. 8 марта был объявлен в СССР нерабочим днем.

С 1952 по 2002 год, в СССР ежегодно выпускалось в среднем около 30 видов открыток, так или иначе посвященных дню 8 марта, причем число их постепенно нарастало (до 1964 до 10 открыток в год, с 1965 около 30 ежегодно, в 1970-е выпуск постепенно увеличивается до 50 штук, в последующие годы доходит до 80 открыток в год, с 1992 резкий спад до 10 наименований ежегодно).

Интернациональный характер праздника обычно изображался в открытке тремя персонажами белой, черной и желтой расы – женщинами или детьми. Хотя Международный женский день стал всенародным праздником только в СССР, в открытках часто изображался весь земной шар, что выражало притязание на всемирное признание праздника.

Второй по значимости признак праздника – трудовая деятельность женщин. В открытках нашли отражение почти все виды профессий. Например, строитель в изящном облегающем сарафанчике, с хорошей укладкой и красном платочке на голове, легко держит мастерок и кирпич; женщина-конструктор у чертежной доски и женщина-мать с двумя детьми на фоне густо осыпанной плодами яблони. Статуя женщины на другой открытке символизирует науку и технику. Женщина держит модель атома в правой руке и голубя – в левой. Существенным вкладом женщин в социально-экономическое развитие государства было рождение и воспитание детей, тем более что на начало 1960-х годов приходится резкий спад рождаемости в eвропейской части СССР.

Тема материнства в восьмимартовских открытках смыкается с Днем матери, отмечаемым во многих странах. Эта тема представлена изображением орденов «Материнская слава» и «Мать-героиня» и многочисленными изображениями детей. Дети поздравляют мать, в 80-е годы – бабушку, друг друга, помогают дома по хозяйству, отлично учатся в школе.

Но самое большое место в открытках ко дню 8 марта, занимают цветы. Цветы – один из самых популярных жанров поздравительной открытки вообще, а восьмимартовских – в особенности. Первоначально на цветочных открытках изображалась мимоза – первые живые цветы, привозимые в Москву и Ленинград из далекой Абхазии. Мимозы была и традиционным подарком мужчин вместе с духами и конфетами в день 8 марта. Дешевле стоили маленькие букетики привозимых из Крыма диких цикламенов, крокусов и подснежников. Конечно, изображались и другие цветы (розы, гвоздики), но предпочтение отдавалось весенним (нарциссы, тюльпаны, фиалки).

На цветочных открытках обязательно указывалась дата праздника- «8 марта» в виде простейшей шрифтовой композиции без указания года, в отличие от некоторых новогодних или октябрьских открыток.

К цветочным открыткам примыкают пейзажные, тоже достаточно многочисленные, которые изображают весенний пейзаж среднерусской полосы (естественно, всегда снабженные поздравительной надписью). Иногда на одной открытке изображались и пейзаж, и весенние цветы. В редких случаях использовались пейзажи известных художников.

Художественное решение восьмимартовских открыток не так многообразно, как, например, новогодних. Смелые оригинальные находки здесь встречаются гораздо реже. Причина этого: официальный характер праздника, отсутствие за ним культурной традиции, национальной мифологии, яркого исторического события, т.е. факторов, которые могут дать эмоциональный толчок воображению автора-художника. Часто встречаются упрощенные решения с фотографией цветов на всем поле открытки. Однако среди рисованных цветочных композиций имеются стилистические свежие художественные решения.

В целом, эстетика восьмимартовских открыток отражает эволюцию стилевых особенностей отечественного искусства за последние пятьдесят лет: наивно-реалистические решения 50-х годов, «суровый стиль» 60-х, снижение идеологической нагрузки в 70-80-х годах.

(По материалам статьи Краснушкиной Н. В. // Жук, №1, март 2004, С. 20-23.)


    С днем 8 марта!

    Художник Л. Манилова, 1977.

    Источник публикации (страница откроется в новом окне)
    С праздником 8 марта!

    Художник В. Зaрубин, 1970.

    Источник публикации (страница откроется в новом окне)
    С праздником 8 марта!

    Художник В. Зарубин, 1972.

    Источник публикации (страница откроется в новом окне)
    8 марта

    Художник В. Жаринов, 1977.

    Источник публикации (страница откроется в новом окне)
    8 марта

    Художник В. Зарубин, 1971.

    Источник публикации (страница откроется в новом окне)
    8 марта

    Художник Г. Пикунов. Министерство связи СССР, 1979.

    Источник публикации (страница откроется в новом окне)